Экспедиции

Одним из направлений работы методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 825» является литературно-краеведческое. Под литературным краеведением мы понимаем включение природно-исторической среды в учебно-познавательный процесс, что позволяет ввести учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставить реальные факты с их отражением в художественном творчестве, ярче представить себе процесс создания литературного произведения, зримее ощутить «первоэлемент» литературы – слово.

Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли. В. Бианки писал, что краевед, прежде всего, исследователь, маленький Колумб.

Литературное краеведение представляется наиболее удачной формой изучения литературы, т.к. даёт возможность выбрать «свою» тему из очень обширного материала. Это область науки, которая находится на пересечении интересов специалистов по истории литературы, историческому краеведению, этнографии, фольклору и лингвистике. Но всё же ближе всего литературное краеведение к истории литературы с учётом использования совокупности сведений изо всех упомянутых дисциплин.

Формы литературно – краеведческой работы в нашей школе разнообразны: это и экскурсия, и поход, и тематический кружок.

В 2012 – 2013 учебном году была проведена трехдневная экспедиция в третью литературную столицу России – Орел – и Спасское-Лутовиново, давшая богатейший материал для исследовательской работы.

С Орлом нас знакомили научные сотрудники Орловского университета, любящие и знающие свой город. Мы много ходили пешком (практически не передвигались на транспорте), смогли проникнуться атмосферой города, переходя от памятника Тургеневу – к памятникам Бунину и Лескову, от памятника освободителям Орла в 1943 году к памятнику Пушкину и бюсту С.Есенина… Мы почувствовали очарование исторической части города и увидели его современные районы…

Мы побывали у дома Лизы Калитиной, находящегося в бедственном положении, перешли к ротонде на берегу Орлика, и вдруг… увидели и услышали героя романа Тургенева «Дворянское гнездо» Лаврецкого: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет с вами». Это был сотрудник музея И.С. Тургенева.

В первый день поездки состоялось наше знакомство с музеем Орловского государственного университета; студенты и преподаватели рассказали о его истории: в здании  исторического факультета с 1808 года находилась Орловская мужская гимназия, где учились Л.Н. Андреев и Н.С. Лесков.

Во второй день мы посетили музеи И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, Н.С. Лескова. Ребята отметили особый дух провинциальных музеев и душевную щедрость их сотрудников. Сотрудники музея Тургенева организовали для нас встречу, показали литературно-музыкальную композицию и рассказали об исследовательской и научно-поисковой деятельности его сотрудников. К музею Л. Андреева мы шли по Пушкарной улице, описанной Л. Андреевым в рассказе «Баргамот и Гараська». Мы узнали об увлечении Л. Андреева фотографией, получили возможность сравнить рабочие кабинеты Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, И.А. Бунина и получили много другой информации.

В орловском музее И.С. Тургенева

Рассказ экскурсовода о собаках И.С. Тургенева

В третий день поездки мы посетили Спасское-Лутовиново и Мценск.

Творческий отчет детско-взрослой литературно-краеведческой экспедиции в Орел стал центральной площадкой Международной конференции «Изменяющееся воспитание в изменяющейся России» 17 октября 2011 года. Вот лишь некоторые темы детско-взрослых сообщений и проектов:

  • Автобиографические мотивы в романе Тургенева «Дворянское гнездо».
  • Орловский университет как духовный и интеллектуальный центр.
  • «Деревня» Бунина и «Записки охотника» Тургенева: два взгляда на русское крестьянство.
  • Тургенев-охотник.
  • Музыка в жизни и творчестве Тургенева.
  • Кабинет Н.С. Лескова.
  • Л. Андреев – художник и фотограф.
  • «Маменькин садик» (сад Варвары Петровны Лутовиновой)
  • «Судьба дома Лизы Калитиной».
  • «Л.Н. Андреев и его мать».
  • «Письма Варвары Петровны».

Звучали фрагменты произведений Тургенева и Бунина, романсы на их стихи, музыка их любимых композиторов.

Был представлен фильм «Орел. Образ города» и презентация о Спасском-Лутовинове, где нам удалось проиллюстрировать нашими фотографиями высказывания Тургенева об этом дорогом ему месте.

 

Мы использовали для иллюстрации материала привезенные видео- и аудиозаписи.

Была организована выставка фотографий, а также выставка картин по орловским мотивам одной из участниц экспедиции.

Выставка фотографий »

В 2013, 2014 гг силами методического объединения учителей русского языка и литературы школы были организованы три литературно-краеведческие экспедиции, посвященные метам, связанным с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова: подмосковное Середниково, Тарханы, Санкт-Петербург. Членами экспедиций стали ребята 6-11 классов. Личность Лермонтова, поэта, офицера, человека, представляется нам неисчерпаемым источником для исследования и воспитания, да и в биографии его достаточно неизвестных страниц, представляющих интерес для исследования.

Многие материалы экспедиций были представлены на литературно-музыкальном вечере, посвященном 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в октябре 2014 года. Представленный видеофильм – творческий отчет, обобщение опыта трех экспедиций.

Даргомыжский — «Мне грустно»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*