«Сам себе грамотей»

«Песня про купца Калашникова»1354219984-7

  • «Косы золотистые, русые / В тряпочки завязаны»…
  • Топнул палкой о землю Иван Васильевич.
  • Эй ты, гей Руси, почему грустный такой?

«И прахом своим…»

  • Ёлочки были слабосильны, их связи были малы, и поэтому выжить им было трудно.
  • От пня осталась одна требуха.
  • Её сторожили выводки опят с рябиновыми шляпками.
  • Пень ёлочку кормил соками.
  • У ёлочки — възъерошенный хвост.
  • Я увидел пень, окруженный шершавыми опятами с шерстяными шляпками.
  • Елочка высасывала из мха сок и защет этого такая здоровая.

А. Платонов «Неизвестный цветок»

  • Другие семена в таком месте жительства умирали.
  • Листья не могли быть зелеными, оттого что он постоянно был голодным.(Листья не были зелеными от недоедания).
  • Рос он один на пустыре. Никто на него не ходил.
  • Семечко выпустила корни и впустила их в камень.
  • СемЯчко выпустило корЯшок.
  • Это было страдание для цветка. Но он не знал этого, так как был слепой и не видел всего этого.

А. Чехов «Письмо к деду»

  • Поздравляю вас с Рождеством от Господа Бога.
  • Опяти пишет, была выволочка, отец за волосы взял и отчесал спандера из-за того, что я качал колыбель и заснул и мама сказала почистить селедку.
  • Она ей мне в харю и дала.
  • Вчера меня за волосы выволокли на улицу и выволокли выволочкой, насмехаются они надо мною, говорят…
  • … хозяинский ребенок
  • … ею же головой в харю тычет
  • … дождался, пока все уснут к заутрене
  • … достал чернильницу, ржавую ручку…
  • Дед Константин Макарыч! Отца у меня нет, маменьки тоже, один ты остался. Желаю всего от господа Бога.

Москва

  • Гуляя по центру, многие дома напоминают нам жизнь прошлых веков.
  • Гуляя по Таганской площади, мы видим большие неровности рельефа в тех местах, которые свидетельствуют о том, что изначально Москва строилась большими силами грамотных в своей работе людей.
  • Соборы Кремля, вспыхивающие, как зажженные свечи.
  • Можно увидеть храм В.Блаженного, устремленного вверх всеми своими фантастическими куполами.
  • Собор Василия Блаженного, пробивающий небо своими фантастическими куполами, соборы, горящие как свечи — всё это есть в Москве.
  • Москву можно представить в роли лесника, который следит за деревьями.
  • Из множества зданий тянется тепло, любовь, история создания…
  • Кремль. Сколько раз он менялся из дерева в камень, из камня в кирпич… А потом там сделали ремонт.
  • С Москвой связано мое детство, в Москве произошло большое событие — Великая Отечественная война1941-1945гг., когда вся школа ходила встречать рассвет Победы.

Чичиков у Собакевича

  • Вошедши в комнату, первый взгляд Чичикова упал на картины.
  • Полководцы были большие, сильные, кроме одной гравюры, на которой был тощий, во весь рост, Багратион.
  • Внизу были пушки, а на нем (Багратионе) — маленькие знамена в узеньких рамках.
  • Образ у него был странный, как будто его сделали не миниатюрными инструментами, как напильники, буравчики, сверло, а через плечо рубильником.
  • Потом шла картина с Бобелиной, у которой одна нога больше всего туловища.
  • Ступни его ходили вкривь и вкось, как косолапый медведь.
  • Казалось, в ее ноге были все талии худых полководцев, изображенных на картинах.
  • Не употребляя никаких инструментов, Чичиков с помощью буравчика выскоблил форму медвежьей головы, а напильником сделал её гладкой.
  • Зная его привычку наступать на ноги, он осторожно передвигал своими ступнями вкривь и вкось.
  • Дрозд глазами был похож на Собакевича.
  • Природа делала его, будто дрова рубила.
  • Картина Бобелины была бы хорошим украшением комнаты Чичикова.
  • Возле Бобелины висела клетка с дроздом, которая была похожа на Собакевича.
  • Стол, стулья и другая мебель будто говорила: «Я Собачевский, и я Собачевский!»
  • Походка у него была неуклюжая вкривь и вкось.
  • Взглянув искоса, для довершения сходства фрак был медвежьего цвета.
  • Лицо было раскалившимся, как медный пятак.
  • Над отделкой его лица природа поработала без мелких инструментов, как-то: без ножовки.
  • Собакевич наступал вкривь и вкось беспрестанно.
  • Он знал, что движется с трудом, передвигая своими двумя, чувствовал грех, а затем спросил: «Не побеспокоил ли я вас?»
  • На свете есть такие люди, над которыми природа не поработала мелкими инструментами, но рубила со всего плеча.
  • На стене висели гравированные в полный рост греческие полководцы, среди них висел Багратион, тощий, в маленькой рамке.
  • На них были изображены сильные, здоровые богатыри. Потом висел Багратион, он никак сюда не вписывался. С маленькими знаменами и пушечками в узеньких рамках. Дальше следовала Бобелина. У нее была очень толстая нога.
  • Для довершения сходства на нем был фрак медвежьего цвета, длинные рукава, длинные панталоны, надетые на него.
  • …греческая героиня Бобелина, которой одна нога больше щёголей в квартире
  • Природа часто ленится над поделкой образа человеческого.

Гиляровский

  • Репин написал на него одну из своих картин, а скульптор Андреев слепил из него Тараса Бульбу.
  • Гиляровский – рыба московского «дна».
  • Он (Гиляровский) не боялся ходить к ним на собрания в чащобу. (Московская беднота, Хитровка)
  • Отец Гиляровского одним пальцем мог сломать кочергу.
  • Отец разозлился и в душе развязал кочергу.
  • Каждому временю – свой живописец.
  • …рождались сильные, крепкие, физические люди.
  • В малом возрасте он сгинял серебряные рубли.
  • У него водились постоянно мысли в голове.

Тургенев «Воробей»

  • У воробья от страха задрожали лапки.
  • Может быть, потомки воробья-героя живут и по сей день.
  • Собака почуяла перед собой дичь. На земле лежал маленький воробей.
  • Воробей сильно визжал.
  • Я был благоговен этой героической птицей.
  • Близкий старому воробью человек (воробышек) важнее его самого.
  • Собака была больше воробья в два раза.

«Аисты в небе войны»

  • Серое небо скучное. Взгляд Карпат. Им не за что зацепить свой взгляд.
  • Они разостали свои крылья, взобрались ввысь и кружат там, купаются, а то и просто постоять на одной ноге.
  • продворья корпат; к пригороду Карпатый,
  • Они распластали свои крылья и кружат, будто купаются в своем болоте.
  • Я лижу в окопе на разостланной шанели.
  • На них идет огонь шмелями-пулями.
  • Солнце тянеца вниз.
  • Былина на краю бруствера свисает в окопе.
  • Теперь возле заводей на всех  полях люди, не успевают снизися уже трещат пулимяты, и от выйстрелов аисты разлетаются в разные стороны и улетают на Карпаты.
  • … распластали своими крыльями…
  • в пригожяю пору
  • в солнечном раздорье
  • Небо становится пустым и скучным. Не за что зацепиться.
  • Пролетают шмели, пули.
  • Зло прошивают пули.

«Орфей и Эвридика»

  • Лицо побледнело, покрылось испариной, закрыло веки.
  • Только ступил Орфей вперед, как наткнулся на весло. Это был лодочник Харон.
  • «Милость дается только один раз» — «одноразовая милость».
  • Орфей разжалил Аида и Персефону.
  • Эвридика — Ифридика
  • Он почувствовал, что её (Эвридику) сдуло.
  • Сумел герой игрой на кифаре пробить слезу у Персефоны.
  • Закатились белые очи.
  • Тени рванули к нему (Орфею).
  • Не оглядывайся на зад, когда будешь идти назад (Аид – Орфею).
  • Она вернется, так и знай, под мою ответственность. (Орфей – Аиду)
  • Пошел назад молвствовать (молить, умолять) Персефону.
  • Была хорошая, солнечная погода. Бегала Эвридика босяком по зеленой траве.

«Евгений Онегин»

  • Начался сон с того, как Татьяна пошла в баню, разделась и легла в кровать. «И снится чудный сон Татьяне…» Татьяна вышла замуж за знатного генерала, толстого и старого старика, не имевшего значения в романе.
  • Придя, Таня дала урок Онегину.
  • В наследство от дяди Онегину достался участок в деревне.
  • Онегин убил Ленского, на этом закончились их дружеские отношения.
  • Вскоре у него пришла беда, его прогнали со двора, так как пришла Евгению пора.
  • Сначала он гуляет на просторе, потом ему на обед.
  • Весела, шустра, жизнерадостна (Ольга Ларина), хотя ей всего 15 лет.

Осень

  • Деревья с густыми листьями.
  • Листья стали похожи на одежду военного человека – камуфляж.
  • Я увидел осыпавшегося клёна.
  • Земля усеяна золотым ковром.
  • Деревья покрылись листьями.
  • Небо, полное двигающихся туч.
  • Этот шелест делает вид, будто листья шепчутся.
  • У сосен от середины начинаются только иголки.
  • Деревья стоят с опавшей листвой.
  • На клёне много птиц, их гнёзд, они радуются такому месту жительства.

«Капитанская дочка»

  • Сани занесло снегом, а он (Пугачев) их приютил у себя в доме, согрел.
  • Первый раз Пугачев с Гриневым встретились на улице. Потом они уже встречались чаще. Например, на Военном совете и т. д.
  • Образ Пугачева в историческом труде Пушкина таков, что он всегда убегал от всех, значит, он трус.
  • У Пугачева проявляется образ широта натуры, когда он сидел на своем троне и кто не соглашался целовать руку, того вешали.
  • Но когда Пугачева вели на виселицу, он увидел Гринева в толпе людей и он кивнул Гриневу как бы прощай и его голову вдели в петлю и повесили.
  • Убивая беззащитных людей, Пугачев был в недоумении.
  • Пугачев пришел с войском мятежников с высоты городской стены.
  • Это не настоящая смерть для такого человека, как он.
  • Сначала перед нами предстает Пугачев с видом разбойника, без зуба. Но в конце его внутренние качества меняют и внешнюю картину.
  • Пугачев помогает Гриневу с проблемами в его личной жизни. Пугачев в глазах Гринева превращается из простого путника в главнокомандующего.
  • Ей (Маше Мироновой) было лет восемнадцать с светло-русыми волосами.
  • Гринев отказался сотрудничать с Пугачевым.
  • Пугачев принадлежал к банде.

А. Пластов «Первый снег»

  • Лужа, которая лежит рядом с клумбой.
  • Радостные лица детей смотрели на небо и радовались, как падают снежные хлопья.
  • С левого плана выглядывает ворона.
  • На втором плане ходила ворона.
  • Снег падает на старый поломатый маленький забор.
  • Снег пролежит недолго, ведь в луже, вдоль забора, который окружает березу, которая стоит у дома, около которого и располагается крыльцо, на котором стоят ребята, снег растаял и стал водой.
  • Желтый платок придает картине радость первого снега.
  • С березы опали все листики, и теперь каждая летящая снежинка вынуждена оббиваться об березу.
  • …2 курицы бежевого цвета, одна курица фиолетовая, а петух красного цвета.

А. Пластов «Летом»

  • Наше зрелище привлекают полные корзины грибов.
  • Вокруг девочки стоят корзины с грибами. Они собирали грибы и очень устали.
  • За ними стоят березы (2 шт.)
  • Бабушка прикрыла лицо и спит детским сном.
  • … под могучЯми березами
  • … девочка, собака. Я думаю, что на картине – знойный полдень. Сзади девочки лежит пожилая бабушка.
  • Внучка охраняет корзины и чистит веточку с красными ягодами.
  • Рядом с девочкой лежалО бабушка в синих одеждах. Ну а перед лесом, но после берез, стояло поле.
  • Рядом находится пенек. Он растет вместе с большой березой.

С. Есенин

  • Картина, которую он создает, покрыта мрачными красками. Созданию мрачной картины помогают: «уже не будут звенеть крылатой листвой тополя, низкий дом ссутулился, старый пес издох». В общем, стихотворение нагоняет темноту.
  • Он не напрасно затронул бандитов и девушек легкого поведения. Герой «сравнивает» себя с ними.
  • Словами Горького, Есенин был «орган, созданный природой для…»
  • Поэт показывает гармонию природы и человека: «Как жену чужую, обнимал березку».
  • В конце стихотворения поэт возвращается в начало: «Не ходи так часто на дорогу…»
  • Есенин описывает то, как живет и ведет себя лирический герой в Москве, ходит «головою свесясь» по улицам и гуляет по кабакам.
  • Сюжет стихотворения очень прост, это береза с её особенной зимней красотой.
  • Язык стихотворения обогащен метафоричностью языка.
  • Поэт питает к родине гордость, неземную любовь.
  • Есенин погибает мистическим способом.
  • Возможно, автор понимает, что от собаки он не получит ответа, и сам отвечает на вопрос.
  • Характерные черты ранней лирики поэта проглядываются здесь.
  • В последней строфе за скрытым смыслом скрывается вся жестокость ситуации.
  • Природа, по мнению Есенина, дочь Бога, как и Иисус Христос.
  • В своем раннем творчестве он отразил видение деревни и русской природы, которые он перевез с собой в Москву вместе со своими мыслями. Бойкая душа дарит нам светлые образы.
  • В них Есенин отражает видение на окружавшую действительность.
  • В эти же годы начинается период странствования и путешествий Есенина, его «бродяжий дух» отразится и в стихотворениях, наполненных картинами личной жизнью.
  • «Хулиган я, хулиган. / От стихов дурак и пьян», — я думаю, эта строчка весьма автобиографична.
  • Есенин главной целью для человека ставит проблему принятия или непринятия ухода юности.
  • Героям остаются только безрадостные дни в их небольшом совместном будущем.

«Кот-ворюга»

  • Вышел он (кот-ворюга), покачиваясь на порог то на нас, то на звезды своими зелеными злыми глазами. Он начал тереться о затылок.
  • Кот вышел из чулана пошатываясь и еле-еле доковылял до печки. Там он почесался, потерся и даже покусал свой хвост.
  • Мы думали, кот протрет волосы на затылке. Мы боялись, что он протрет себе лысину. Думали, он протрет себе дырку на затылке.
  • Кот долго умывался. А затем стал есть свой хвост.
  • Кот вышел из чулана пошатываясь. Начал биться головой об пол.
  • Заливная из окуней, заливное из окунины…
  • Кот начал тереть головой о пол.
  • Кот оставлял на наших брюках клубки рыжей шерсти.
  • Кот стал тереться об дом.
  • Там его ждал пышный ужин из ватрушек.
  • … творожники из сметаны.
  • Мы начали кормить кота творожками.
  • Кот оставлял шерсть, уходя с наших коленей.
  • Он терелся так, что мы боялись…

Мифы про Древнюю Грецию

  • Нимфа, которая отвечала последними буквами (Эхо)
  • Нарцисс – самый страшный бог.
  • Ирида хранит яблоки вечной молодости.
  • Человек, который владелец морей – Посейдон.
  • Бог Висландии – Дионис.
  • Адонис – богиня любви.
  • Атрибут Ареса – Эос.
  • Бог, который всё видит, — Гименей.
  • Гера – богиня богов.
  • Бог молний и грома – Зевз.
  • 5 букв. Тянет нити судьбы (Ирида).
  • Помелна – муза священных гимнов.
  • Пратерхия – муза танцев.
  • Эпио – муза любовной музыки.
  • Полегибния – муза гимнов.
  • Однажды Пигмалион увидел прекрасную статую богини. Афродита разозлилась на него и… Пигмалион сгорел в жертвенном пламени.
  • Пигмалион любил женщин и делал им памятники. И Пигмалион сделал скульптуру Афродиты. Но кто-то поджег все его статуи. И Афродита наказала его.
  • Афродита так сильно разозлилась на Игмалиона, что превратила его в статую и бросила в жертвенное пламя.

«На родине Ломоносова»

  • Парень с веслом по имени Михаил
  • Иного Ломоносова мы не представляем, а ведь был он без парика.
  • Долго стоишь около портрета без парика…
  • Человек в белом завитке.
  • Ломоносов был астрологом, разбирался в здравоохранении.
  • Русский парень, вырастающий на краю деревни России.
  • Берег реки, поросший красный мхом, отвисающий косогор, неукАризненный характер.

Новые слова

  • Путушинуе (петушиное,) пятьдисат, боярень, в центор пня,         вспамянать, чувствы исскасо (искоса), у щёголов (у щёголей,) рай-он взятничество, мировоздание.

Разное

  • Он хотел отомстить офицеру, который дал ему по щечине. (Ударил ему подщечину).
  • В Мещерском крае можно увидеть пастухов, которые как бы поедают луга своим стадом.
  • Большие болота прямо бросаются в глаза.
  • Я ступил на твердую тропинку, извивающияся в доль берега не большой ну глубокой речёнки.
  • Придя домой без корзинок и все усталые, нам сильно попало.
  • Я почувствовал, как по моей студенческой тужурке пробежал его сероватый рассеянный взгляд.
  • Позади него стояла пелеринка испуганной горничной.
  • …внезапно околевшее (окаменевшее) лицо
  • Её янтарные прозрачные глаза наполнились колючей искрой.
  • Мне показалось, что «Илиада» и «Одиссея» — произведения одного автора, даже ученые так считают.
  • Медея убила своих детей, потом уехала к своему брату (двоюродному).
  • Одиссей вызвал женихов на дуэль по стрелянию из лука. Потом порубал их всех.
  • Раньше если ранили, то тут или умирать, или долго лечиться, а Прометей научил людей делать лекарства. В том и заключается подвиг Эсхила.
  • Одиссей выколол циклопу последний и единственный глаз.
  • Чиновники в «Ревизоре» сами поняли ошибку и обиделись на себя.
  • Хлестаков толстым и неуклюжим мне представлялся, т. к. он любит поесть.
  • В Чистилище содержатся люди, которых подставили.
  • Если же Боккаччо высмеивает, то он высмеивает только то, что взялся высмеивать.
  • Боккаччо высмеивает злостное желание Филиппа Кривого «посмотреть» на жену маркиза Монферратского.
  • Один человек, изображенный на картине, едет на лошади, другой — пешком.
  • На этой плите был изображен грузинский язык.
  • В извилинах стен видны клочки фресок и все, что осталось от икон — это мелкие обрубки с изображением окровавленной ноги Бога и часть лица Матери Богородицы.
  • Лирический герой — умный, хитрый герой вроде Гамлета.
  • Наверное, они (люди, изображенные на акварели Лермонтова) местные, потому как ступают по кавказской земле, не смотря под ноги.
  • На акварели Лермонтова изображена растоптанная дорога.
  • Они (люди на акварели Лермонтова) вышли из домика, типичной грузинской хаты. (Она же — дом местного казаха).
  • Когда-то мы говорили, что Достоевский взял что-то у Гоголя.
  • Звуки ЗБ,ТР, ПР подчеркивают зловещесть происходящего, даже мерзость этого, ТЬ — эффект упрека.
  • Ломоносов выступает как корректор ошибок.
  • Она (Софья) должна выйти замуж за своего сына Митрофана.
  • Хотел объехать целый свет, да не объеха и полсвет.
  • Проезжая вдоль деревни, гусь, заметив меня, стал шипеть.
  • Другие гуси скрывались от града в кустах, а за гусями ходили небольшие кусочки меха (гусёнки).
  • Гусь дал жизнь двенадцатям пушистым одуванчикам.
  • Я встретил вас и всё былое.
  • Пилигрим – актер.
  • Сергей услышал гудок. Это был Максим Петрович. Он застрял в глубокой колее и буксовал.
  • Непристойная (неприступная) богиня.
  • Лошадь одета в уздечку и несет санки.
  • На эту картину потребовалось очень много красочных красок.
  • Статья раскрывает национальный и общественный смысл неповторимого Пушкина.
  • В первый раз он (Пушкин) увидел свет (родился) …
  • … что-нибудь рукоделила или рукадеяла
  • Александра Федоровна была настоящим музейным работником, хотя у неё не было никакой физической подготовки. Она особым взглядом ходила по усадьбе. Став работать в усадьбе, она пускала всех людей, считав, что если человек хороший, почему бы его не пустить. По её мнению, творения Пушкина отчищают людей. Музейная смотрительница с заботливым дозором ходила по усадьбе.
  • Бесхалатность помещика Манилова.
  • Он прилегнул отдохнуть.
  • Способ словообразования – приставчато-сюфиксальный.
  • На заднем плане лес, который пошелествовает своими листьями.
  • Девочка собирает только зацвёвшую землянику.
  • По корзинам видно, что они очень устали.
  • Муженственный.
  • На набережной мойке 12 воссоздан облик некоторых событий.
  • Спинка и сиденье мягкие, крытые полосой.
  • Эта дощечка была приклипленная к столу.
  • Короткая и безответственная Татьяна («Муму»)
  • Гипёрбола
  • Ангел-телохранитель
  • Мама смогла тебя выявить на свет
  • Отмирает со смеху
  • «Кукушкин!» — голос в сонной чаще раздавался.
  • Эти мотивы нет-нет да присутствуют почти в большинстве произведений.
  • Кончик его хвоста от радости завилял.
  • Медведь упруго упал на зад.
  • Что за комиссия, издатель, быть взрослой дочери отцом!
  • Чацкий – победитель или поврежденный?
  • Вакула пообещал привести царицыны черевички.
  • Сохранили бы жизнь земноводным, так и изучили бы их поведение в комфортной для них среде (совет Базарову).
  • Так «высекал» ли Тургенев хоть кого-то в своем романе?
  • Это была тяжелая односторонняя любовь (Базарова к Одинцовой).
  • Короткая и безответственная (кроткая и безответная) Татьяна («Муму»)

Фразеологизмы

  • Перевезти дух
  • Жить своим гробом
  • Кошка наплакала
  • Хоть иголки зобирай
  • Язык до Киева дойдет
  • Бьёт калуши
  • Под землю удалился
  • Язык как пимяло
  • От горшка два верста
  • От горшка до вершка
  • Содержать язык за зубами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*